Режим работы
Ежедневно
8:00-18:00 (перерыв с 13:00-14:00)
Выберите отдел:
Акция! Только в сентябре, успейте приобрести документы для регистрации ГБО в ГИБДД со скидкой 20%!
Газобаллонное оборудование на метане

Газобаллонное оборудование, работающее на метане, обладает целым рядом преимуществ перед традиционными топливными системами. К наиболее важным из них носятся:

  • Эффективность. Потеря мощности сводится к минимуму, благодаря чему существенно улучшаются динамические характеристики двигателя.
  • Экономичность. Сжатый газ обходится дешевле по сравнению с другими видами топлива.
  • Экологичность. Вредные выбросы в атмосферу фактически отсутствуют. Также заметно снижается дымность выхлопа (в 2-3 раза и даже более).

Остановимся подробнее на каждом из этих важных моментов.

В условиях, когда топливо постоянно дорожает, его цена начинает играть все большую роль. Тем приятнее будет узнать, что даже по сравнению с 92-м бензином метан стоит вдвое меньше. Если к этому прибавить более низкий расход топлива, получится, что эксплуатация автомобиля, оснащенного ГБО, обходится в несколько раз дешевле по сравнению с бензиновыми и дизельными аналогами. И чем больше вы пользуетесь им, тем заметнее экономия.

Она достигается, в том числе, и за счет того, что увеличивается рабочий ресурс многих агрегатов. Так срок службы свечей зажигания продлевается в среднем на 25%, а двигателя – практически удваивается. Данный результат достигается становится возможным благодаря тому, что газ по вполне понятным причинам не смывает защитную масляную пленку, обеспечивая эффективную смазку стенок цилиндров. В результате все детали поршневой группы меньше изнашиваются. Еще одно важное преимущество состоит в том, что в метане не содержатся присадки, обладающие окисляющими свойствами: взаимодействуя с моторным маслом, они не изменяют его свойства (включая стабильность характеристик и ресурс) в сторону ухудшения.

Также следует отметить, что автомобили, на которых установлено ГБО, освобождаются от экологического контроля при прохождении техосмотра, что позволяет существенно сократить длительность данной процедуры. Метан безопасен не только для окружающей среды, но и для людей. Это действительно так: пары бензина или пропан-бутановая смесь намного легче воспламеняются. В случае с метаном концентрация должна достичь 5%, а добиться этого не так-то легко, поскольку данный газ легче воздуха и в случае утечки практически сразу улетучивается, а не скапливается в топливной системе, подвергая дополнительной опасности жизнь водителя и пассажиров в случае аварии.

Кстати, мало кто знает, что идея использовать метан в качестве топлива для автомобилей отнюдь не нова. Она возникла еще на заре автомобилестроения. С тех пор инженеры не раз пытались воплотить данный подход на практике, однако тогда этому мешало несовершенство технологий того времени. В их настойчивости нет ничего удивительного, поскольку именно метан обладает теми характеристиками, которые позволяют считать его идеальным моторным топливом.

Выше уже говорилось о том, что этот газ обладает прекрасными показателями в области энергетики и экологии, что делает его одним из самых перспективных видов топлива. Использование метана имеет следующие положительные аспекты:

  • Высокий энергетический потенциал газового топлива, позволяющий обеспечить экономичную эксплуатацию автомобиля.
  • Соответствие самым жестким международным стандартам в области экологии.
  • Повышение износостойкости различных узлов, которые входят в состав двигателя, работающего на метане.

Важное преимущество метана перед нефтью заключается в том, что он может использоваться в качестве моторного топлива сразу после добычи, без дополнительной переработки. Это позволяет существенно уменьшить стоимость конечного продукта, поскольку затраты на его производство минимальны. Таким образом, независимо от государственной налоговой политики в области энергетики метан всегда будет стоить дешевле по сравнению с бензином, дизелем и другими видами топлива, получаемыми путем переработки нефти.

Действующее российское законодательство поощряет использование метана в качестве моторного топлива. Это выражается в том, что цены на него не должны превышать 50% от стоимости бензина марки А-79 на местном рынке. Однако на практике данный показатель в большинстве случаев оказывает даже ниже границы, установленной государством. Это уникальная ситуация, поскольку в случае с бензином наблюдается устойчивый рост цен (несмотря ни на какие ограничения), а отнюдь не их снижение.

Доля метана в смеси, используемой в качестве моторного топлива, может составлять от 85 до 99%. Это зависит в первую очередь от месторождения, на котором она была добыта. Если сравнивать химико-физические свойства этого газа с наиболее распространенными видами углеводородов, используемых в топливных системах автомобилей, то несомненное преимущество окажется на стороне метана. Это обусловлено его молекулярным строением: на четыре атома водорода приходится всего один атом углерода. Они соединяются между как посредством обычных внутримолекулярных сил, так и особой водородной связью. В результате молекула метана получается, с одной стороны, самой короткой среди всех углеводородов, а с другой – одной из самых стойких. Эти качества весьма важны для любого вида топлива, и в первую очередь – моторного.

При сгорании одного килограмма этого газа выделяется 49,4 МДж. Для сравнения: у бензина данный показатель составляет 45,2 МДж. Как ни странно, но авиационный керосин уступает метану еще больше – целых 11%. В связи с этим природный газ рассматривается специалистами в данной отрасли как наиболее перспективный вид топлива, поскольку для воздушных судов его вес имеет первостепенное значение.

Экономичная эксплуатация двигателя, достигающаяся путем использования метана в качестве моторного топлива, определяется двумя показателями: его октановым число и температурой, при которой воспламеняется топливовоздушная смесь. Остановимся на каждом из них подробнее. От октанового числа напрямую зависит детонационная стойкость топлива. Она в свою очередь определяет, можно ли использовать тот или иной его вид в мощных двигателях, для которых характерна высокая степень сжатия. В результате именно октановое число играет сегодня решающую роль при определении сортности топлива: чем выше данный показатель, тем качественнее продукт и соответственно тем выше его цена.

Таким образом, метан является наиболее предпочтительным видом топлива среди всех углеводородов, используемых на сегодняшний день. Октановое число этого газа находится в диапазоне от 105 до 120 единиц, заметно превосходя по данному показателю даже самый качественный бензин. Для сравнения: одной лучших марок, находящих массовое применение на территории России, считается АИ-98. Хотя она и относится к классу «экстра», метан имеет заметно более высокое октановое число. По детонационной стойкости он имеет несомненное преимущество и перед изооктаном.

В результате метан не просто идеально подходит для всех типов двигатель искрового типа – его использование позволяет улучшить степень сжатия, повысив тем самым мощностные характеристики мотора и существенно снизить затраты на топливо. Это подтверждается не только теоретическими расчетами, но и самой практикой эксплуатации газобаллонного оборудования, работающего на метане. Известно, что чем беднее топливовоздушная смесь, тем экономичнее работает двигатель (говоря проще, чем ниже содержание топлива в 1 кг воздуха, тем лучше). По этому показателю метан не имеет себе равных. Нижний предел концентрации, при которой воспламенение смеси еще возможно, составляет для него 40 гр. на 1 кг воздуха, в то время как для бензина – 54 гр. на 1 кг воздуха, т.е. на 30% больше. В результате при езде в спокойном режиме, когда от двигателя не требуется выдавать свою максимальную мощность (именно так он работает при передвижении по городу), метан расходуется намного экономичнее.

Срок службы двигателя напрямую зависит от того, каким образом взаимодействуют два основных компонента: моторное масло и топливо. Одной из проблем бензиновых моторов является так называемый холодный запуск. Суть его состоит в том, что топливо не успевает испариться и поступает в цилиндры, оставаясь жидким. В результате с их внутренних стенок смывается защитная масляная пленка, что приводит к целому ряду неприятных последствий. Кроме того, изменяются физико-химические свойства самого моторного масла, поскольку оно смешивается бензином, становясь более жидким и теряя в значительной степени свои смазочные свойства. В результате поршневая группа быстрее изнашивается, что приводит к ухудшению рабочих характеристик двигателя и его преждевременному выходу из строя.

При использовании метана в качестве моторного топлива картина выглядит совершенно иначе. Это связано с тем, что он находится в газообразном состоянии независимо от температуры внутри двигателя, так что само понятие «холодный пуск» теряет свой смысл. Метан также не взаимодействует с моторным маслом. В результате срок эксплуатации двигателя, работающего на этом виде топлива, увеличивается в среднем на 50%, сокращается количество поломок.

Еще одним моментом, заслуживающим отдельного рассмотрения, является экологичность двигателей, использующих метан. Сегодня, когда стандарты в этой области постоянно ужесточаются, автомобили с ГБО приобретают явные преимущества перед своими более «грязными» бензиновыми конкурентами. Экологичность метана определяется тремя основными факторами:

  • Выбор в пользу данного вида топлива позволяет более рационально использовать невозобновляемые природные ресурсы, которые близки к истощению.
  • При сгорании природного газа образуется значительно меньше веществ, которые могут представлять угрозу для окружающей среды и здоровья человека.
  • Метан сам по себе относится к категории парниковых газов, вызывающих глобальное потепление климата. Используя его в качестве топлива, вы тем самым вносите вклад в борьбу с ним.

 

Разведанные запасы метана в десятки раз больше по сравнению с запасами нефти. При этом он имеет одно важное преимущество: почти весь добытый объем может быть использован в качестве моторного топлива, в то время как значительная часть нефти теряется при транспортировке и переработке, загрязняя при этом окружающую среду (не говоря уже о попутном газе, сжигание которого лишь усиливает парниковый эффект). В результате использования бензина или керосина природные ресурсы истощаются гораздо быстрее, поскольку доля светлых нефтепродуктов в общем объеме добытого сырья сравнительно невысока. Теоретические расчеты, сделанные ведущими специалистами в области энергетики, показывают, что перевод всех транспортных средств на природный газ позволил бы минимум на 200 лет обеспечить человечеству топливную безопасность. Для сравнения: при сохранении нынешнего уровня потребления разведенных ресурсов нефти хватит лишь на 30-50 лет. Это очень малый срок, в течение которого вряд ли удастся кардинальным образом перестроить всю систему потребления энергоресурсов.

Низкий уровень вредных выбросов, отмечающийся при использовании газового топлива, обусловлен теми же физико-химическими характеристиками, которые обеспечивают высокую экономичность двигателям, работающим на метане. Как уже говорилось выше, минимальная концентрация бензина в топливовоздушной смеси, необходимая для воспламенения, составляет 54 гр. на 1 кг воздуха. В результате содержание кислорода в ней существенно снижается, что в свою очередь приводит к неполному сгоранию бензина. Прямым следствием этого является повышенная концентрация угарного газа (СО) в автомобильных выхлопах, которая является неизбежным спутником использования богатых смесей. Однако и высокое содержание кислорода также не является эффективным решением проблемы, поскольку в этом случае температура внутри двигателя может повышаться до 1800°С, приводя к окислению азота, содержащегося в воздухе, и образованию веществ, чья токсичность в 41 раз (!) превышает аналогичный показатель угарного газа (напомним, что данное вещество некогда использовалось как отравляющее в военных целях). Кроме того, выхлоп бензинового двигателя содержит в себе большое количество несгоревших углеводородов и продуктов их окисления. Образование данных веществ происходит в пристеночном слое из-за того, что охлаждаемая камера, с одной стороны, препятствует нормальному испарению жидкого топлива (в результате ему просто не хватает того короткого времени, которое отпускается на рабочий цикл), а с другой – затрудняет доступ кислорода.

Применение метана в качестве моторного топлива позволяет если и не решить данную проблему полностью, то, по крайней мере, свести ее к минимуму. Это становится возможным благодаря тому, что этот газ сохраняет способность к воспламенению и в составе более бедных смесей. Благодаря избытку кислорода удается исключить образование угарного газа и других продуктов неполного сгорания. Количество токсичных окислов азота и других продуктов окисления существенно уменьшается за счет того, что бедные смеси сгорают при более низкой температуре, а в пристеночном слое удерживается меньше топлива. Если газобаллонное оборудование отрегулировано правильно, то выброс угарного газа в атмосферу уменьшается в 5-10 раз, углеводородов – в 2-3 раз, а окислов азота – в 1,5-2 раза. Благодаря этому удается соблюсти не только действующие, но и перспективные нормы токсичности, установленные для автомобильных двигателей (включая «Евро-2», а возможно и «Евро-3»).

При сгорании любых углеводородов образуется двуокись углерода (СО2), называемая также тепличным газом. Его выбросы тем больше, чем выше содержание углерода в топливе. У бензина данный показатель составляет 85%, в то время как у метана – всего 75%. Благодаря этому при его полном сгорании образуется на 13% меньше двуокиси углерода. Это означает, что применение природного газа вместо бензина в качестве моторного топлива позволяет бороться с парниковым эффектом, который приводит к глобальному потеплению климата – одной из главных экологических проблем нашего времени.

Таким образом, используя ГБО, вы вносите свой вклад в сохранение окружающей среды и при этом существенно сокращаете свои расходы на эксплуатацию автомобиля.