Контакты
С 8:00 до 18:00
+7 (495) 150-00-14
Единый
Люберцы
С 8:00 до 18:00
+7 (916) 213 87 63
Люберцы
Долгопрудный
С 8:00 до 18:00
+7 (985) 762 92 75
Долгопрудный
NEW!
ВИДЕОКУРСЫ от Академии ГБО
BRC OMVL
БЕСПЛАТНО

100 % регистрация ГБО

в ГИБДД
ГБО - выбор современного
автовладельца
Петров С.И. , основатель “Академии ГБО”
Оставьте свои контакты
Мы перезвоним в течение 15 минут.
Отправляя заявку, вы принимаете условия обработки персональных данных
Отправить заявку
ПЕРЕЗВОНИТЕ МНЕ
Основные узлы ГБО
29.11.2017

Многие автолюбители до сих пор с некоторым недоверием относятся к газобаллонному оборудованию, которое основано большей частью на смутном знании его конструкции и технических особенностей. Для того чтобы вникнуть в этот вопрос, необходимо ближе познакомиться с теми узлами ГБО, которые составляют его основу независимо от фирмы-производителя.

Говоря в общих чертах, газобаллонное оборудование представляет собой комплекс дополнительных устройств, позволяющих автомобилю работать на сжиженном углеводородном газе. Важно отметить, что и потребление в качестве топлива бензина при этом не исключается. В результате подобного усовершенствования мы получаем полноценную двухтопливную модель со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

Итак, стандартный комплект газобаллонного оборудования включает в себя следующие узлы:

1. Редуктор-испаритель является основополагающим элементом любой системы, ее своеобразным фундаментом. Именно по нему с большой долей уверенности можно судить о качестве газобаллонного оборудования в целом.

Редуктор-испаритель, называемый также газовым редуктором, используется для решения следующих задач:


- испарение жидкой пропанобутановой смеси (нефтяного газа);
- автоматическое снижение давления до рабочего уровня, который близок к атмосферному давлению и не зависит от расхода топлива;
- дозировка горючей смеси (во всех режимах работы).

В зависимости от производителя газовые редукторы могут различаться между собой по устройству систем спуска и холостого хода, а также по количеству ступеней регулирования. В целом же принцип работы редуктора-испарителя всегда остается одинаковым. Вначале пропанобутановая смесь, прошедшая очистку в специальном фильтре, поступает в камеру первой ступени. Именно там происходит ее испарение, по окончании которого давление газа должно снизиться до уровня 0,2 МПа.

В камере второй ступени данный показатель доводится до уровня атмосферного давления.
Одновременно со снижением давления падает и температура в системе. Для того чтобы не допустить обмерзания клапанов, в редуктор-распределитель подается отработавшая жидкость из системы охлаждения.

Со временем в газовом редукторе накапливается характерный конденсат, в состав которого входит как обычная вода, так и маслянистые фракции нефтяного газа. Для избавления от него в большинстве редукторов-испарителей проектировщиками предусмотрено наличие специального краника или резьбовой дренажной пробки.

В некоторых случаях эта конструкция дополняется особым резервуаром, облегчающим доступ к сливному устройству. Альтернативу им составляет распыление упомянутого конденсата при помощи направленного потока воздуха, который уносит его в топливный тракт автомобиля.

2. Роль смесительного устройства состоит в подаче газа во впускную систему и приготовлении горючей смеси. Все смесители, используемые в карбюраторных двигателях, относятся к двум основным типам: те, которые монтируются над карбюратором, и те, которые устанавливаются в его средней части (их еще называют плоскими).

При использовании смесителей, относящихся к первой группе, полностью отпадает необходимость снимать карбюратор, разбирать и дорабатывать его. К самому смесителю предъявляются два основных требования: оказывать минимальное сопротивление потоку воздуха и никак не влиять на работу двигателя при переходе на бензиновое топливо. Хотя на практике это не всегда бывает достижимо: из-за того, что в воздухозаборник вводится посторонний элемент, зачастую отмечается перерасход горючего.

Плоские тонкие смесители составляют вторую группу. Для них характерен более трудоемкий способ установки, связанный с необходимостью снимать и даже частично разбирать карбюратор. Все же эти дополнительные усилия оказываются оправданными благодаря целому ряду преимуществ, которые дает применение плоских смесителей. В результате того, что топливо смешивается с воздухом в оптимальных пропорциях, повышается эффективность его использования, а количество вредных выбросов наоборот уменьшается. Одновременно с этим использование смесителей, относящихся ко второму типу, никак не сказывается на работе двигателя при его переходе на бензин.

В том случае если на автомобиль с инжекторной системой питания устанавливается газобаллонное оборудование первого или второго поколения, смеситель следует размещать между впускным коллектором и воздушным фильтром. Особых проблем с этим, как правило, не возникает, поскольку смеситель неплохо встраивается в воздушный тракт впускного коллектора.

В подобной ситуации рекомендуется оборудовать смеситель антихлопковым клапаном, который не позволяет горючей смеси самопроизвольно воспламеняться во впускном коллекторе (это часто происходит при сбоях в системе зажигания и может обернуться серьезными повреждениями).

3. При помощи электромагнитного газового клапана перекрывают или открывают газовую магистраль. Когда электропитание отключается, он должен находиться в закрытом положении. Газовый клапан составляет единую конструкцию с газовым фильтром, предназначенным для улавливания твердых примесей.

Сходные функции выполняет электромагнитный бензиновый клапан, которым оснащается бензиновая магистраль. Переход с одного вида топлива на другой осуществляется с помощью специального дистанционного переключателя, который размещается в салоне автомобиля, в непосредственной близости от приборного щитка.

Важная техническая особенность бензинового клапана состоит в том, что он остается закрытым все время, пока с переключателя вида топлива не поступит соответствующий сигнал. Чтобы была возможность продолжить движение, когда переключатель выйдет из строя или произойдет другая неприятность, бензиновый клапан оснащается механизмом ручного открытия.

4. Мультиклапаном называется блок арматуры, который состоит из исполнительной, контрольной и запорно-предохранительной аппаратуры. Помимо нее в эту систему входят наполнительные и расходные вентили, а также стрелка указателя уровня газа.

При эксплуатации газобаллонного оборудования следует соблюдать основополагающее правило: объем газа в баллоне не должен превышать 80% от его вместимости. Все остальное – это так называемая паровая подушка, которая позволяет нивелировать те изменения, которые происходят с газом при его нагревании и могут привести к опасному росту давления.

Эффективным средством профилактики служит ограничительный клапан уровня заправки, производящий «отсечку» газа, из которого собственно и формируется в баллоне паровая подушка.

В целом различия между мультиклапанами, обусловленные их мелкими техническими особенностями, не носят принципиального характера. В основе работы этих устройств лежит один общий принцип, описанный выше.

5. Газовый баллон представляет собой емкость, изготовленную из стали или композитных материалов и предназначенную для хранения сжиженного газа (температура его поверхности может колебаться в диапазоне от -40 до +450С, а максимальное рабочее давление способно доходить до 1,6 МПа). Не только материал, из которого изготавливаются газовые баллоны, но и их форма, а также объем (36-230 л) могут варьироваться для того, чтобы использовать полезный объем багажника оптимальным образом.

Принято выделять две разновидности газовых баллонов: тороидальную и цилиндрическую. Внешний вид последних практически ничем не отличается от того, как выглядят привычные всем бытовые газовые баллоны. Единственное отличие между ними состоит в том, что у цилиндрических баллонов фланец, используемый для присоединения мультиклапана, расположен сбоку.

Тороидальные баллоны более компактны, однако их максимальный объем уступает аналогичному показателю цилиндрических более чем втрое (70 л против 230 л). Причиной этому служит особая форма, напоминающая бублик. Благодаря ей тороидные баллоны могут устанавливаться в нишу, предназначенную для запасного колеса. Это довольно удобно, поскольку все большее число автолюбителей отказываются от «запаски», в первую очередь – из-за появления на рынке ремонтных составов, позволяющих быстро и эффективно заделывать проколы.

Помимо этого следует принимать в расчет и другие ограничения, введенные Госгортехнадзором и известные под названием «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Согласно изложенным в них требованиям газовые баллоны должны минимум раз в два года проходить техническое освидетельствование на специально оборудованном для этого пункте. В него обязательно включается проверка на механическую прочность.

Для этого на предварительно дегазированный баллон испытывают под давлением в 2,5 МПа. Если результаты проверки оказываются удовлетворительными, то водитель получает в подтверждение этого талон регистрации газобаллонной установки. Помимо фамилии владельца в нем также содержатся сведенья о номере и марке автомобиля, номере самого талона, а также информация о дате последнего испытания и дате очередного. Ее правильность удостоверяется штампом пункта, проводившего освидетельствование.

6. Выше уже упоминалось такое важное устройство как переключатель вида топлива. Его основное назначение состоит в том, чтобы обеспечивать беспроблемный переход с одного вида топлива на другой. Этим устройством оснащаются все карбюраторные автомобили и часть инжекторных. В последнем случае оно будет иметь не три, а только два положения. Лишним оказывается так называемый «нулевой вариант». Под этим термином имеется в виду промежуточный режим, когда перекрытым оказывается поступление как бензина, так и газа, а питание двигателя осуществляется за счет топлива, содержащегося в поплавковой камере карбюратора.

В качестве дополнительных опций переключатель вида топлива может оснащаться указателем уровня газа и функцией автоматического «подсоса».

7. Дополнительной электроникой оборудуются системы, предназначенные для инжекторных автомобилей. Ее использование позволяет прекращать работу бензиновых форсунок при переходе на газ, а также на короткое время (при его пуске) переключать мотор на питание бензином. Благодаря этому не только предотвращается коррозия форсунок, но и появляется гарантия того, что даже холодный мотор можно будет запустить без проблем.

8. Система лямбда-контроля помогает каталитическому нейтрализатору сохранять работоспособность. Для высокоточной корректировки горючей смеси используется специальный лямбда-зонд. Изменяя проходное сечение канала, по которому газ подводится к цилиндрам, электронный блок управления оптимизирует процесс его сгорания.

За счет этого улучшается как состав выхлопа, так и работа двигателя в целом. При этом решается старая проблема, когда из-за неправильного сигнала лямбда-зонда, неспособного определить состав пропанового выхлопа, происходили сбои в работе мотора. На помощь приходит эмулятор, который соответствующим образом корректирует сигнал, поступающий от кислородного датчика (так называемый «упрощенный вариант модернизации»).

Основные узлы ГБО Основные узлы ГБО , Основные узлы ГБО